Реализуемые образовательные программы

Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа

«Коммуникативный курс по английскому языку для школьников в детском творческо-лингвистическом лагере»

Срок реализации 2 недели.

Язык обучения: русский

(для работы с детьми 6–17 лет)

Образовательные программы

Вводная информация о курсе в детском лагере

В настоящее время английский считается языком международного общения. Это является убедительным мотивом выбора английского языка для изучения в качестве иностранного. Образовательная система всегда была ориентирована на выполнение социального заказа, поэтому изучение иностранного языка оказалось в центре внимания педагогов, родителей, общественности. Иностранный язык вообще и английский язык в частности не только приобщает детей к одному из основных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире, но и помогает реализовывать основную цель образования –формирование всесторонне развитой личности.

Основное назначение иностранного языка, как учебного предмета, состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке.  Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, то есть, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).

Более того, сегодня иностранный язык способствует повышению культуры общения людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнерами.  Поэтому иностранному языку отводится    существенная роль в формировании личности современного человека. Психологические исследования подтверждают, что раннее изучение иностранного языка, при методически правильной системе организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.  На этапе дошкольной ступени образования изучение иностранного языка решает задачи развития ребёнка, его мышления, памяти, внимания, его социализации и развития творческих способностей.  Для детей школьного возраста ведущим видом деятельности является коммуникативная методика. Коммуникативная методика преподавания английского языка в настоящее время является самой популярной и широко применяемой в различных учебных заведениях.

Основные принципы коммуникативной методики:

  1. Значение первостепенно.
  2. Диалоги должны быть функционально значимыми; в заучивании наизусть нет необходимости.
  3. Основой для презентации языка является контекст.
  4. Нет необходимости в постановке идеального произношения; просто понятного произношения вполне достаточно.
  5. Попытки коммуникации на изучаемом языке поощряются с самого начала обучения.
  6. Родной язык практически не используется.
  7. Перевод может быть использован в минимальных количествах и только если это идет на пользу учащимся.
  8. Работа со всеми четырьмя языковыми навыками начинается с первых занятий.
  9. Учащиеся много работают в парах, группах и всем классом.
  10. Язык изучается методом проб и ошибок.
  11. На первое место ставится уверенность и беглость речи; грамматическая точность приобретается чуть позже.
  12. Внутренняя мотивация учащихся возрастает из-за интереса к коммуникации на изучаемом языке.

Также существуют четыре типа коммуникативных компетенций:

  1. Грамматическая компетенция (насколько учащийся владеет грамматикой и лексикой изучаемого языка)
  2. Социолингвистическая компетенция (понимание экстралингвистического контекста ситуации, в которой осуществляется коммуникация – отношения, социальные роли и т. д.)
  3. Дискурсивная компетенция (понимание отдельных элементов текста и их взаимосвязи)
  4. Стратегическая компетенция (умения начать, поддержать, закончить, возобновить и перенаправить коммуникацию)
  5. Коммуникативная методика подразумевает развитие учащимися всех четырех компетенций.

Работа по коммуникативной методике на уроке

Работа на уроке, построенном по коммуникативной методике, может включать в себя различные типы заданий, но основной их характеристикой является то, что они решают практическую задачу: например, купить билеты в кино, сделать заказ в ресторане или решить, куда поехать в отпуск. В частности, ученый Лилтвуд выделяет два типа заданий на уроке: направленные на функциональную коммуникацию и направленные на социальную коммуникацию. Первая группа включает в себя такие задания, как сравнение картинок для поиска сходств или различий, расстановка событий по картинкам в правильном порядке, заполнение пропусков на карте или рисунке, следование указаниям или решение поставленной проблемы. Вторая группа включает беседы, диалоги, ролевые игры, импровизации или дебаты.

Как мы уже сказали, основной целью коммуникативной методики является обучение общению. Но как же это осуществить, если учащиеся пока не владеют нужными конструкциями или лексикой?

Пример урока

Краткий пример урока, построенного по коммуникативной методике:

  1. Презентация изучаемой грамматической конструкции через текст (устный или письменный): учащиеся читают или слушают текст, отвечают на вопросы относительно содержания текста
  2. Работа непосредственно с изучаемой конструкцией: учащиеся находят ее в тексте, с помощью педагога выводят правило, как эта конструкция функционирует в языке
  3. Контролируемая практика: учащиеся выполняют письменные задание на отработку данной конструкции: заполнение пропусков, выбор нужного варианта ответа и т. д.
  4. Более свободная практика: учащиеся выполняют устное задание, где требуется применить изучаемую конструкцию. Подразумевается ограниченная коммуникация
  5. Свободная практика: учащиеся выполняют задание в парах или группах, где им дается более общее задание. При его выполнении они могут применять, как только что изученную конструкцию, так и любые другие известные им языковые средства.

Роль преподавателя в коммуникативной методике

  1. Аналитик потребностей: педагог оценивает, что необходимо каждому конкретному учащемуся
  2. Ресурс: если у учащегося не хватает языковых средств, педагог может ему помочь
  3. Организатор: педагог делит учащихся на группы и следит за эффективной работой в каждой из них
  4. Советник: педагог дает советы учащимся относительно процесса обучения, решения проблем и повышения эффективности
  5. Координатор– пожалуй, самая главная роль. Здесь педагог является неким связующим звеном между учащимся и изучаемым языком, ни в чем его, не ограничивая и контролируя лишь там, где это необходимо.

Учебный материал для школьников излагается увлекательно, живо, интересно, с использованием различного вида наглядности, занимательного материала и зрительных опор, применять нетрадиционную форму подачи материала. Игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Они способствуют интенсивной языковой практике.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Также большую роль на дошкольном этапе играет использование англоязычных песен, стихов, рифмовок. Широкое использование песен, рифмовок, игр, викторин обеспечивают повышение мотивации к изучению иностранного языка, делают материал интересным и доступным для восприятия, а также способствуют формированию социокультурной, речевой и языковой компетенций учащихся.

Исходя из вышеизложенного, для детей школьного возраста (6–17 лет) была разработана программа «Коммуникативный английский для школьников в детском лагере».

Цель курса

Основной целью курса «Коммуникативный английский для школьников в детском лагере» является формирование у школьников интереса к изучению иностранного языка и приобретению элементарных разговорных навыков в области английского языка посредством использования игровых технологий, занимательного материала и нетрадиционной формы подачи материала. Реализация данной программы позволит детям школьного возраста овладеть основными коммуникативными навыками, являющимися основой для более углубленного изучения иностранного языка в школе.

Задачи курса «Коммуникативный курс по английскому для школьников в детском лагере»:

 

1) Формировать и обогащать лексический запас школьников в области английского языка;

2) Развивать коммуникативные умения в аудировании и говорении;

3) Обогащать знания детей в области английского языка, формировать языковые

навыки и развивать речевые умения, необходимые для общения в реальных жизненных ситуациях;

4) Через скороговорки, стихи, песни и рифмовки формировать навыки правильного произношения, словесного и фразового ударения; способствовать обогащению словарного запаса школьников в области английского языка и расширению кругозора;

5) Воспитывать у детей культуру общения; учить их внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на его реплики, уважительно относиться к мнению других учащихся;

6) Активизировать познавательный интерес учащихся к английскому языку и повышать мотивацию к изучению языка и иноязычной культуры;

7) Через обучающие игры способствовать формированию навыков сотрудничества детей при работе в парах и группе;

8) Развивать языковые способности школьников (память, речевой слух, внимание и т. д.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения английского языка, а также произносительных навыков;

9) Приобщать детей к языку и культуре другого народа и формировать позитивное отношение к ним;

10) Развивать координацию движений, реакции, умения ориентироваться в пространстве и мелкой моторики руки через развивающие игры.

11) Снимать языковой барьер

12) Развивать навыки восприятия речи на слух через аудио и видео материалы.

Целевая аудитория: Дополнительная общеразвивающая программа «Коммуникативный курс по английскому языку для школьников в детском лагере» реализуется для детей от 6 до 17 лет без предъявления требований к уровню образования.